x г. Одесса, ул. Нежинская, 46

+38 048 789-07-92, +38 098 403-56-50

Диагностика речевых нарушений, аутизма

  • Главная
  • Диагностика речевых нарушений, аутизма

Нейропсихологическое обследование: диагностика речевых нарушений, аутизма

Человек любого возраста является иерархически организованной, саморегулирующейся нейропсихосоматической системой, включающей в себя три пересекающиеся и не существующие друг без друга плоскости: «нейро» — связана с деятельностью нервной системы, ее организатор мозг; «психо» — отражает психическую деятельность человека; «соматическая» — это телесная плоскость.

Нейропсихолог нашего центра проводит обследование, в основе которого лежат представления о системной организации психики, поскольку каждый вид деятельности человека обеспечивается комплексом мозговых структур.

Задания, предлагаемые нейропсихологом, построены таким образом, что каждый фактор оценивается в наиболее чистом виде. Таким образом, обследование включает тесты, направленные на оценку возможностей программирования, регуляции и контроля деятельности слухового, зрительного, тактильного восприятия, двигательных реакций, различных видов памяти, пространственных представлений, речи. Оценка выполнения в каждом случае опирается на качественный анализ с учетом возрастных норм.

Нейропсихологическое обследование может эффективно использоваться в диагностических целях как система выявления причин дезадаптации и профилактики ее возникновения. Оно одинаково эффективно решает задачи диагностики патологии и легких функциональных отклонений в развитии у детей и взрослых.

Итак, в основе нейропсихологического обследования лежит представление о системной организации психики человека.

На основе клинических исследований было сформировано нейропсихологическое обследование, включающее задания, благодаря которым можно охватить максимальное число известных «факторов». Задания построены таким образом, чтобы каждый фактор мог быть оценен в наиболее чистом, не зашумленном другими факторами виде. Таким образом, обследование включает тесты, направленные на оценку возможностей программирования, регуляции и контроля деятельности, слухового, зрительного, тактильного восприятия, речи, двигательных функций, различных видов памяти, пространственных представлений. Оценка выполнения в каждом случае опирается на качественный анализ и знание возрастных норм. 

Нейропсихология — раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти,восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, развития психических функций в норме и отвечающих за них отделов головного мозга.

В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со здоровьем. 

В последние годы детская нейропсихология активно внедряется в психологическую службу в системе образования и участвует в оказании помощи детям с самыми разными проблемами развития. Наиболее эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками.

Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность и в работе с одарёнными детьми. Очень часто юные гении демонстрируют потрясающие успехи в какой-то одной области, но отстают от сверстников в овладении другими знаниями и навыками. Например, в коммуникативной сфере.
Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в височной доли левого полушария находятся области,  «отвечающие»  за звуковой анализ речи. Если в ходе нейропсихологической диагностики тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

В отличие от логопеда или детского психолога общей практики, детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования мозга ребёнка, что особенно важно в случае неравномерности или отставания в развитии психических функций.


Коррекция:

Полезные статьи и ответы на вопросы:

Связаться с нами