x г. Одесса, ул. Нежинская, 46

+38 048 789-07-92, +38 098 403-56-50

Обучение детей с аутизмом

Обучение детей с аутизмом

Один из самых важных вопросов, который волнует семьи, где растут дети с расстройством аутистического спектра, — обучение. Какие методики использовать, как обучать невербального ребенка, как добиться концентрации внимания? И вообще возможно ли обучение ребенка с тяжелой формой аутизма?
Наш ответ — нет необучаемых детей. Но у каждого свой уровень возможностей. Поэтому не стоит сравнивать ребенка с аутичными проявлениями с его сверстниками. Обучение при наличии нарушений развития не только требует специальных знаний, но и большого терпения и веры в успех. Это один из самых важных постулатов, о котором стоит помнить родителям и педагогам. Также важно с самого начала определить, по каким направлениям будет проходить обучение.

Центр LOQUAR предоставляет квалифицированную помощь в коррекции детского аутизма: от комплексной диагностики до эффективных методов коррекции.

 

Обучение детей с аутизмом академическим навыкам

Можно выделить три главных категории:

  • Обучение детей с аутизмом академическим навыкам (чтение, письмо, счёт).
  • Обучение бытовым навыкам (самообслуживание).
  • Обучение социальным навыкам (коммуникация с окружающими, посещение общественных мест и т. д.)

Большинство методик, которые сегодня используют в работе с особыми детьми, универсальны и их можно применять для всех перечисленных направлений. Перед началом обучения для каждого ребенка должна быть составлена индивидуальная программа, учитывающая особенности и интересы ребенка.

Академические навыки включают в себя умение читать, считать, писать, выполнять арифметические действия. Традиционно обучение детей с нарушениями развития, так же, как и нормотипичных детей, начинается с осваивания алфавита и цифр. В ходе занятий используются традиционные дидактические материалы, но структура занятия должна включать в себя чередование непосредственно учебного времени и коротких перерывов на отдых. Это важно, т. к. аутичные дети испытывают сильную сенсорную перегрузку, и долгое сидение за столом может вызвать дискомфорт. При этом изначально должны быть обозначены понятные для ребенка правила проведения занятия, которые будут неизменно соблюдаться. Стабильность и предсказуемость дает ребенку с аутизмом чувство спокойствия, ему легче включиться с процесс.

При обучении чтению важно делать акцент на понимании смысловой нагрузки текста. Иногда дети-аутисты начинают читать сразу целые слова, но это механическое чтение. Оно не дает никакой информации, просто узнавание знакомых символов. Поэтому обучение детей с аутизмом чтению должно сопровождаться визуальной поддержкой, чтобы формировался смысловой ряд прочитанного текста.

Могут возникнуть сложности при овладении навыками письма, поскольку у детей-аутистов часто плохо развитая мелкая моторика. Кроме того, это может быть связано с такими нарушениями восприятия речи, как дисграфия и дислексия. В таком случае нужна дополнительная помощь профильных специалистов (логопеда-дефектолога, невролога и т. д.).

Обучение детей-аутистов бытовым навыкам

При всей важности обучения базовым образовательным навыкам гораздо важнее, чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра был способен к самообслуживанию и выполнению повседневных рутинных действий. Это также требует специального обучения, поскольку дети-аутисты испытывают сложности с накоплением опыта в разных сферах. То, что нормотипичный ребенок постигает, глядя на родителей и других окружающих, ребенок с аутичным расстройством может даже не замечать.

Поэтому обучение детей-аутистов бытовым навыкам должно входить в комплексную программу. При этом бытовые навыки — это не только такие процедуры, как умение самостоятельно одеваться и раздеваться, разбирать и укладывать свои вещи, готовить простые блюда, мыть посуду. Иногда приходится учить самым простым действиям — мыть руки, наклеивать пластырь и др.

При обучении адаптивным навыкам аутичных детей применяют ряд методик:

  • Использование социальных историй и четкая последовательная инструкция действий. Каждый процесс разбивается на отдельные этапы, которые визуализируются с помощью карточек с изображением действия.
  • Полная физическая подсказка. Сопровождающий педагог-воспитатель помогает выполнить необходимое действие. Регулярное повторение одного и того же алгоритма создает требуемый навык.
  • Обучение с помощью Монтессори-материалов.

Обучение аутичных детей социальному взаимодействию

Главная цель обучения детей с аутизмом — максимально возможная степень самостоятельности. Помимо овладения навыками самообслуживания дети с расстройством развития должны быть способными находиться в общественных местах:

  • Самостоятельно передвигаться по улицам;
  • посещать театры, кафе, библиотеки и т. д;
  • совершать покупки в магазинах;
  • посещать врачей, стоматологические кабинеты, салоны красоты;
  • самостоятельно пользоваться общественным транспортом;

и прочее.

Нарушения сенсорной интеграции, повышенная возбудимость и тревожность, неспособность управлять и контролировать свое поведение делает социальные контакты невозможными для аутичных детей или значительно их затрудняет. Поэтому процесс овладения социальными навыками включает в себя коррекцию негативного поведения и занятия по сенсорной интеграции. Работа по развитию коммуникативных способностей проводится в малокомплектных группах детей. Это совместные развивающие игры, занятия логоритмикой, физические упражнения и т. д.

Заключение

Процесс обучения детей с аутичными проявления требует профессиональной подготовки и знания индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Необходимо настроиться на долгий и нелегкий путь, где могут быть периоды не только прогресса, но и замедления. Но даже самый незначительный, на первый взгляд, успех нужно поощрять и подкреплять. Потому что пока коррекционно-педагогическая работа — единственный подтвержденный на практике метод, демонстрирующий позитивные изменения у детей-аутистов.


Коррекция:

Полезные статьи и ответы на вопросы:

Связаться с нами