Восстановление и развитие речи у детей и взрослых
Восстановление и развитие речи включает четыре основные направления: коррекция, развитие, реабилитация и обучение. Работа проводится как с логопедом, так и с психологом.
Работа логопеда необходима:
● неговорящим детям (если ребенок в 2 года не говорит, говорит на своем языке, использует жесты вместо речи, лепетные слова или звуки);
● детям с неразборчивой речью. Коррекция звукопроизношения, лечение заикания у детей и взрослых. А также расширение словарного запаса и формирование правильного грамматического строя речи, обучение чтению, письму, составлению рассказа и прочее.
Отдельное направление нашего центра — работа с аутистами. Все дефектологи нашего центра обучены принципам вербально-поведенческой терапии, которая зарекомендовала себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития для детей с аутистическим спектром. В рамках нее проходит работа, направленная на понимание речи, сотрудничество, выполнение инструкций и приближение к коммуницированию, обучение самообслуживанию, а также работа с родителями.
Работа психолога направлена на решение проблем невротического расстройства и реакции у детей, расстройства поведения, включая пищевое поведение, посттравматические стрессовые отклонения, кризисы, травмы, коррекцию страхов, фобий, гиперакитивности, работа с аутистами и прочее.
Сценарий коррекционного занятия в нашем Центре:
1. Занятия проводятся по индивидуальной программе.
2. Развивающие занятия проходят в игровой форме и в форме организованных занятий за столом. Эти формы чередуются, для того чтобы создать переключение с одного вида деятельности на другой и снизить влияние фактора утомления ребенка, который часто присутствует у детей с признаками ДВГ.
3. Продолжительность коррекционного занятия составляет 45-50 мин с 2-3 переключениями, когда дети от выполнения заданий на одном месте переходят к подвижным упражнениям. При организации занятий ребенок с дефицитом произвольной регуляции деятельности также нуждается во внешней организации деятельности. Трудно ожидать от него, что он сам сможет спланировать и организовать свои действия на занятиях. С этой целью вводятся определенные правила поведения на занятиях, которые предлагают ребенку периодически озвучивать. Чем четче построен режим взаимоотношений на занятиях, чем четче правила деятельности и требования ведущего, тем проще ребенку с признаками ДВГ этим правилам следовать. Когда на каждом занятии повторяются одни и те же правила, особенности распорядка, то ребенок к ним адаптируется, воспринимает как должное и учится корректировать свое поведение в соответствии с ними.
4. Также во время занятий формируется положительная мотивация на следование правилам поведения. В частности, с этой целью вводится дополнительное поощрение за соблюдение этих правил (так называемые «сладкие» пятерки — конфеты, леденцы, наклейки и др. Варианты поощрений согласовываются с детьми.
5. Как и любой ребенок, ребенок с признаками ДВГ заинтересован в получении положительной оценки своей деятельности. Эмоциональная составляющая процесса для него даже более важна, чем содержательная. Дети с признаками ДВГ стремятся быть социально желательными, поэтому часто дают импульсивные ответы, пытаясь продемонстрировать свою компетентность. Также легко у них фиксируются негативные реакции на критику и критикующего: содержание замечания может быть пропущено, а «неприятный осадок» и, как следствие, избегание и отказ сотрудничать, остаются.
6. Очень важным представляется не фокусировка воспитателя на ошибке ребенка, а возможность дать самому ребенку оценить свою деятельность, попросить повторить задание, проговорить алгоритм своих действий. Таким образом, ребенок обращается к себе и учится объективно смотреть на себя и справедливо себя оценивать.
7. В течение занятия ведущий активно поощряет детей за старание, поддерживает в них ощущение того, что они способны выполнять разные задания.
До 5-6 летнего возраста ребенка очень важно хвалить в любой игре («Молодец», «У тебя здорово получается»).
С 6-12 лет дети нуждаются в более справедливом отношении и могут воспринимать неадекватную похвалу как обман. Поэтому в этом возрасте меняются формулировки поощрения («Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», «Я вижу, что ты старался, и это — самое главное»).
8. В конце занятия ведущий дает детям небольшое домашнее задание, в котором им предлагается принести свои любимые игры и приготовить инструкции к ним для остальных ребят. Также детям выдаются индивидуальные задания по пройденным упражнениям, направленные на отработку дома моментов, которые вызывали трудности во время занятия.
Связаться с нами