Синдром Аспергера у детей: диагностика и коррекция
Одним из видов высокофункционального или «мягкого» аутизма считают синдром Аспергера у детей. Данное расстройство, как и другие нарушения аутистического спектра, характеризуется сложностями в социальном взаимодействии, наличием ограниченных интересов, стереотипностью движений, отличным от других восприятием мира. При этом отсутствуют проблемы с речью, интеллектуальное развитие и навыки самообслуживания соответствуют уровню нормотипичных сверстников.
Диагностика синдрома Аспергера
Дети с синдромом Аспергера диагностируются достаточно сложно, поскольку в раннем возрасте это нарушения может быть малозаметным. Существует так же проблематичность постановки диагноза из-за того, что определенные симптомы в возрасте до 3 лет могут присутствовать и у детей без аутичных проявлений. Поэтому при постановке этого диагноза опираются на такие симптомы, как:
— стереотипность движений
— зацикленность на ритуалах и повторяющихся действиях
— неспособность понимать речевой подтекст и социальные намеки
— ограниченность в общении, неспособность устанавливать контакт с окружающими
— формальная речь, изобилующая сложными терминами (даже в раннем возрасте)
— неуклюжесть походки, раскоординированность
— бедность мимики
— неспособность понимать социальные правила общения (выдерживать дистанцию, не перебивать разговор других, не задавать неудобных вопросов и т. д.)
Заключение о синдроме Аспергера ставится, если эти симптомы есть у детей с нарушениями развития. Но известны случаи, когда этот диагноз был поставлен уже во взрослом возрасте, т. к перечисленные признаки были отнесены к «странностям» характера, а не к проявлениям аутичности.
Социальные навыки и общение
Наиболее заметен синдром Аспергера у детей в сфере коммуникации и социального взаимодействия. В раннем возрасте это может проявляться в виде поведенческих проблем, когда в ответ на сенсорные перегрузки, новый опыт и другие травмирующие ситуации ребенок отвечает нежелательным и неуправляемым поведением (истерики, аутоагрессия и т. д.). По мере развития ситуация может меняться в лучшую сторону, но проявления аутизма настолько вариативны, что нет единой схемы процесса, который может стать как прогрессом, так и регрессом.
Сложности с социальным взаимодействием часто обусловлены тем, что ребенок с синдромом Аспергера не знает и не понимает, как конкретно он может начать общение со сверстником. Эти затруднения во многом связаны с отсутствием способности распознавать эмоции других людей, чувствовать подоплеку реплик и социальный подтекст разговора. В таких случаях могут помочь социальные истории, в ходе которых дети с синдромом Аспергера накапливают опыт и проживают заранее часто встречающиеся ситуации. Темой социальных историй может быть:
— использование общественного транспорта
— посещение магазинов, аптек
— посещение общественных мест (театр, музей, кинотеатр и т. д.)
— визит к врачу, стоматологу
— посещение банка, почты, службы доставки
— участие в вечеринке, праздновании дня рождения
и др.
Такие социальные истории создаются в зависимости от того, в каких именно ситуациях ребенок испытывает наибольшие затруднения. Наряду с «проживанием» этих ситуаций в теории так же эффективны практические занятия — реальные посещения общественных мест с присутствием поддерживающего человека (родителя, друга, тьютора).
В зависимости от индивидуальных особенностей, ребенок с синдромом Аспергера может иметь высокую чувствительность, несмотря на неспособность распознавать подобные проявления у других людей. Часто дети с синдромом Аспергера уже в подростковом возрасте осознают свои отличия от сверстников, поэтому может потребоваться помощь психолога и тераписта для разъяснения этих отличий и эмоциональной поддержки.
Коррекция и прогнозы развития
Поскольку наличие у ребенка синдрома Аспергера часто подразумевает интеллектуальную сохранность и отсутствие явно выраженных проблем с речью, то прогноз по компенсации нарушения достаточно благоприятный. Часто люди с этим расстройством успешно социализируются, адаптируются к самостоятельной жизни, могут создавать семьи и вести активную жизнь. Но все зависит от индивидуальных особенностей.
В любом случае, даже при отсутствии заметных нарушений дети с синдромом Аспергера нуждаются в специальном обучении и поддержке. Обучение должно включать в себя не только развитие различных бытовых и академических навыков, но и способности к совместным играм, управлению поведением, гармонизации сенсорной чувствительности, пониманию границ тела, распознаванию эмоций и чувств и многое другое.
Симптом Аспергера, признаки которого у детей часто выявляются в достаточно позднем возрасте, поддается коррекции при условии регулярных занятий со специалистами. В нашем Центре LOQUAR мы прописываем индивидуальный вариант программы коррекции для каждого ребенка, в зависимости от его особенностей и потребностей. В случае, если у ребенка синдром Аспергера, ему часто бывают необходимы более углубленные занятия по освоению навыков коммуникации и контролю поведения, а так же по сенсорной интеграции.
Коррекция:
- Коррекция аутизма
- Методы коррекции аутизма
- АВА-терапия
- Коррекционные программы для детей с аутизмом
- Интенсивный курс комплексной помощи при аутизме
- Инклюзивное сопровождение детей с проблемами поведения
- Коррекционные занятия для детей с аутизмом
Полезные статьи и ответы на вопросы:
Связаться с нами