Аутизм
Что такое аутизм и как он проявляется?
Аутизм – это нарушение развития. В первую очередь, это проявляется в сложностях общения и социальных контактов, в задержках или отсутствии речи, дисбалансе сенсорных ощущений. Это влечет за собой нестандартное и нежелательное поведение, зацикливание на повторяющихся действиях (стереотипии), пищевую избирательность, непереносимость внешних раздражителей и др. Различают разные степени проявления расстройства аутистического спектра – от высокофункционального, характеризующегося сложностями в общении, до глубокого (отсутствие речи, неуправляемое поведение, приступы аутоагрессии и т.д.)
Как распознать аутизм в раннем возрасте?
Симптомы аутизма могут проявляться уже в самом раннем возрасте (до года). Отсутствие глазного контакта, реагирования на обращения взрослых, раскачивания, повышенная возбудимость – при наличии такого поведения у ребенка необходимо обратиться к специалистам: педиатру, психиатру, неврологу. Но много случаев, когда признаки аутичного поведения появляются позже и выглядят как регресс – ребенок перестал говорить или его речь значительно обеднела, стал избирателен в еде, начал бояться звуков, появились странные движения (размахивания руками, прыжки, верчение на месте и т.д.).
Наиболее заметным и явным показателем является задержка речевого развития. Поэтому чаще всего подозрение на диагноз «аутизм» возникает ближе к трем годам, когда у ребенка уже должен быть определенный словарный запас и умение использовать речь в качестве коммуникации.
Можно ли вылечить аутизм?
Специалисты придерживаются разных точек зрения относительно того, можно ли назвать аутизм болезнью. Единого мнения нет, поэтому чаще всего говорят о коррекции и компенсации нарушения развития, а не о лечении. Наиболее эффективными методами при аутичном расстройстве признаны педагогически-коррекционная работа, поведенческие терапии, нейропсихология. Но поскольку аутизму часто сопутствуют другие нарушения, которые относятся к сфере неврологии, психиатрии, работе эндокринной и пищеварительной систем и т.д., то при необходимости могут назначаться лекарственные препараты.
Можно ли выявить возможность аутизма у ребенка во время беременности и предотвратить это?
Поскольку до сих пор не установлено, какие именно генетические комбинации вызывают это нарушение, то определить во время беременности аутизм у будущего ребенка невозможно. Иногда аутизм сопровождается органическим поражением ЦНС, но также известны случаи и отсутствия органического поражения при наличии аутизма. При планировании беременности стоит придерживаться общих рекомендаций о здоровом образе жизни, полноценном питании, избегании стрессов и т.д. Но определить наличие аутичного расстройства у ребенка можно лишь при наблюдении за его развитием.
Что делать, если ребенку поставили диагноз «аутизм»?
Прежде всего, обратиться за помощью к специалистам – психиатр, невролог, психолог, логопед. Определить, какие нарушения сопутствуют. Составить программу коррекционной работы, создать дружественную среду дома. Стоит обратиться за поддержкой к родным и близким, это важно и для ребенка, и для всей семьи.
Сегодня существуют государственные программы социальных выплат при назначении инвалидности по диагнозу «детский аутизм». На стадии создания находится сеть инклюзивно-ресурсных центров в разных регионах. В детских садах и школах формируются инклюзивные группы и классы. Однако пока идет этап становления полноценной государственной поддержки семьям, воспитывающим детей-аутистов.
Поэтому основная доля коррекционной работы приходится на частные центры, где могут предложить помощь квалифицированных специалистов и передовые методики. К ним относится и наш Центр LOQUAR. Мы предлагаем комплексный подход в коррекционной работе, который включает в себя обучение и развитие по разным направлениям в сочетании с использованием аппаратных методов терапии.
Каковы гарантии результата коррекционной работы и можно ли полностью скомпенсировать аутичного ребенка?
Несмотря на то, что есть общие симптомы аутичного поведения, на которые ориентируются при постановке диагноза, сам по себе аутизм может проявляться по-разному. Развитие каждого ребенка индивидуально, и предсказать, насколько эффективна будет коррекционная работа и к каким результатам приведет, невозможно. Это длительный и кропотливый процесс, где важно отслеживать любые изменения, поддерживать и подкреплять каждый позитивный результат. Прогресс ребенка проявляется в сравнении с его прежними успехами, но не стоит сравнивать его с другими детьми. Одна из главных целей коррекционной работы – максимальный уровень самостоятельности. Личная независимость и способность к самообслуживанию и самопомощи дает возможность социализации человека с аутизмом.
Коррекция:
- Коррекция аутизма
- Методы коррекции аутизма
- АВА-терапия
- Коррекционные программы для детей с аутизмом
- Интенсивный курс комплексной помощи при аутизме
- Инклюзивное сопровождение детей с проблемами поведения
- Коррекционные занятия для детей с аутизмом
Полезные статьи и ответы на вопросы:
Связаться с нами