Коррекционные занятия для детей с аутизмом
Развитие детей с расстройством аутистического спектра (РАС) происходит неравномерно. Невозможно предсказать какие именно затруднения и в какой сфере будет испытывать ребенок по мере взросления. Поэтому начинать коррекционную работу для детей с аутизмом необходимо с раннего возраста, чтобы сформировать базовые навыки, научить контролировать свое поведение и эмоции, накопить опыт социального взаимодействия.
Консультация со специалистами — логопедом, дефектологом, психологом, коррекционным педагогом — поможет определить приоритетные задачи и распределить их по степени актуальности. На основе этой информации составляется индивидуальная программа для ребенка, где учитываются направления работы и оптимальное количество часов с каждым специалистом.
Как начать занятия с детьми аутистами?
На первом этапе коррекционная работа с детьми аутистами часто преследует одну цель — сначала нужно создать атмосферу доверия и возможности контакта с педагогом. В зависимости от тяжести аутичного расстройства ребенка этот этап может занять достаточно много времени. Но это необходимо для дальнейшей эффективной работы. Поэтому вначале занятия проходят по правилам, которые задаёт сам ребенок. Специалисту важно подстроиться, помогая ребенку; войти в его «ближний круг», чтобы занятия стали привычным пунктом в распорядке жизни.
Поэтому при организации работы с аутичными детьми важно продумать и подготовить все до мелочей — где будут проходить занятия, как именно, в каком помещении и т. д. Особое внимание надо уделить обстановке, поскольку у детей с расстройством аутистического спектра часто наблюдается повышенная восприимчивость к звукам, слишком яркому свету, неудобной мебели.
Чтобы закрепить позитивные эмоции от учебных занятий, первые задания надо подбирать, исходя из интересов ребенка. Обязательно хвалить за каждое достижение, формируя ощущение успешности и заинтересованности в продолжении занятий.
Формат и структура коррекционных занятий
По мере привыкания постепенно можно менять формат занятия, приучая к определённым правилам. Коррекционные занятия для детей с аутизмом должны иметь четкую структуру и тайминг. Каждое выполненное задание отмечается специальным знаком — это может быть фишка, карточка, магнит и т. д. Важно акцентировать внимание ребенка на причинно-следственной связи «выполненное действие — знак». Таким образом, ребенок понимает, что от него требуется. Это касается любых занятий с детьми аутистами, в ходе которых специалист ожидает получить от ребенка целевое поведение.
Целевое поведение — это ожидаемое от ребенка действие или реакция в ответ на запрос или задание педагога. Чтобы подкрепить такое поведение, перед началом занятия надо определить систему поощрений. Для этого можно провести тестирование, что конкретно является стимулом для ребенка:
- Возможность поиграть в одиночку с любимой игрушкой
- Поиграть вместе с педагогом
- Время в сенсорной комнате
- Физическая активность (прыжки на батуте, качели и т. д.)
- Любимая еда и др.
Поощрений может быть несколько, их можно чередовать или предлагать новые. Главное, четко соблюдать правило: поощрение можно получить после целевого поведения.
Методики работы с детьми аутистами
Среди множества методик, которые сегодня предлагаются для работы с детьми аутистами, наибольшего доверия заслуживают те, что на практике продемонстрировали высокий уровень эффективности. Так, в 2014 году был опубликован доклад американского Национального центра профессионального развития в сфере расстройств аутистического спектра. В нем были представлены методики, по которым была собрана масштабная подтвержденная доказательная база.
В основе этих методик лежит использование ряда приемов:
1. Поощрения.
Положительное поощрение в случае выполнения ожидаемого действия или поведения и отмена поощрения в случае нежелательного поведения.
2. Вмешательства.
Помощь на практике со стороны педагогов, родителей или сверстников с целью акцентирования на уместном поведении в определенных ситуациях.
3. Моделирование.
Создание социальных историй, игра детей в группах, «проживание» заранее возможных ситуаций, чтобы накопить опыт для использования его в реальности.
4. Подсказки.
Визуальные подсказки с помощью карточек, жестовые и физические подсказки для улучшения ориентации в той или иной обстановке и ситуации.
Коррекционные программы для детей с аутизмом от LOQUAR
Работа нашего центра построена таким образом, чтобы у каждого ребенка была возможность не только для индивидуальных занятий с разными специалистами, так и для групповых (в малокомплектных группах). У нас существуют разные, но все программы реабилитации детей с аутизмом рассчитаны на длительный срок.
1. Курс индивидуальных занятий.
После консультации и выявления наиболее проблемных направлений в развитии составляется план занятий. Желательно комбинировать занятия «за столом» с двигательными методиками (Бломберг терапия ритмичными движениями, нейрокоррекционные упражнения и т. д.)
2. Курс аппаратной терапии (ТОМАТИС, БАК).
Методы стимуляции мозговой деятельности с помощью звуковой терапии уже доказал свою эффективность. Однако применить эти методы можно лишь после консультации врача-невролога, т. к. существуют противопоказания.
3. Дневная коррекционная группа.
Группа дневного пребывания была специально создана для детей с особенностями развития. Для каждого ребенка составляется программа занятий с учетом перерывов. Свободное время дети проводят в оборудованных классах и залах под наблюдением педагога. Таким образом, дети привыкают к системе занятий, что уже само по себе является подготовкой к школьному обучению.
4. Комплексная программа.
Такая программа разрабатывается под конкретный запрос. Это интенсивная реабилитация детей аутистов, где используются все ресурсы, которыми обладает наш центр. В комплексную программу наряду с профильными занятиями могут входить процедуры аппаратных методов.
Работа нашего центра построена таким образом, чтобы у каждого ребенка была возможность не только для индивидуальных занятий с разными специалистами, так и для групповых (в малокомплектных группах). У нас существуют разные, но все программы реабилитации детей с аутизмом рассчитаны на длительный срок.
Чего ожидать от коррекционной работы?
Коррекционная работа с аутичными детьми — процесс длительный. В определенных направлениях следует настроиться на то, что методы коррекции придется использовать постоянно. И предсказать заранее точный результат невозможно. Однако при регулярных и постоянных занятиях можно добиться заметного прогресса в разных сферах:
- Снизить уровень тревожности;
- гармонизировать сенсорную недостаточность/переизбыток;
- убрать или снизить количество проявлений нежелательного поведения;
- снизить уровень агрессии и аутоагрессии;
- сформировать навыки самообслуживания и самопомощи;
- повысить уровень социального взаимодействия.
Использование различных методик работы с детьми аутистами, индивидуальные и групповые занятия, поддержка и понимание со стороны семьи — сочетание всех составляющих обеспечат ребенку максимальные возможности для его развития и раскрытия всех возможностей в каждом конкретном случае.
Коррекция:
- Коррекция аутизма
- Методы коррекции аутизма
- АВА-терапия
- Интенсивный курс комплексной помощи при аутизме
- Инклюзивное сопровождение детей с проблемами поведения
Полезные статьи и ответы на вопросы:
Связаться с нами