г. Одесса, ул. Нежинская, 46

Игротерапия для особых детей — это опыт взаимодействия

  • Главная
  • Игротерапия для особых детей — это опыт взаимодействия

Игротерапия для особых детей — это опыт взаимодействия

Наталья Гончаренко, психолог, специалист по игротерапии и развитию академических навыков центра LOQUAR

Игра помогает детям с особенностями развития прожить реальную ситуацию в адаптивной обстановке, научиться применять и обобщать академические навыки — счет, чтение, письмо.

Особенно это важно для детей с РАС (расстройства аутистического спектра). Сегодня они составляют большинство наших подопечных. И каждый из таких детей — по-настоящему особенный, т. е. не похож на других, у каждого свой процесс развития, свой талант, свой характер. И мы стараемся найти не просто подход к каждому (без этого обучение просто невозможно), но и составить собственную, индивидуальную схему. Мы используем в работе систему PECS (Picture Exchange Communication System — карточки с изображениями, которые помогают формировать навыки коммуникации).

Однако важно, чтобы ребенок не только выучил слово по этим карточкам, но и научился его употреблять в соответствующей ситуации, общаться с его помощью. И тут на помощь приходит игротерапия. Игра — это всего лишь имитация, «понарошку», и ребенок чувствует себя расслабленным, поэтому ему проще усвоить что-то новое. Мы всегда начинаем с очень простой игры, и лишь после освоения дополняем и расширяем игровую схему.

Кроме того, игротерапия дополняет и поддерживает обучение академическим навыкам: чтению, письму, счету. Также начинаем с самого простого — научиться различать цифры и буквы, цвета, освоить понятие «количество», натренировать руку для письма, а это часто не так уж просто, потому что для таких детей сложно регулировать силу нажима, чувствовать поле, в котором надо писать и многое другое.

К нам приходят дети с самыми разными особенностями развития. Есть дети с очень сложным поведением, когда нет контакта ни с кем, частые истерики, стереотипии. И самая ощутимая награда для нас, когда такой ребенок через несколько месяцев занятий спокойно заходит в центр, направляется к своему шкафчику, берет схему и следует ей. Это один из самых важных показателей — ребенок учится действовать самостоятельно и контролировать свои действия. Полученные навыки позволяют ему легче адаптироваться в незнакомой обстановке — например, когда оказался в чужом доме или в другому городе.

У нас есть замечательные примеры изменений поведения детей, обретения ими новых навыков, раскрытия возможностой буквально через два-три месяца занятий. Одна из наших учениц — девочка 5 лет, у нее были проблемы с мелкой моторикой, т.е. не могла взять мелкий предмет. У наших детей это нередкий случай — проблемы с моторикой, как мелкой, так и крупной. А сейчас она раскладывает мелкие пазлы.

Другая наша любимица — ей тоже 5 лет. Основная проблема на тот момент, когда пришла к нам в центр, — неконтролируемое поведение, практически неуправляемое. При малейших конфликтных ситуациях, неудачах — агрессия и крик. Теперь обращается с просьбой о помощи к родителям, воспитателям. Ребенок просто не знал, как отстоять свои интересы, и сразу переходил к «тяжелому орудию» — крику и ярости. Сейчас она взаимодействует с другими людьми.

Это, кстати, очень важное достижение — взаимодействие детей между собой. Ведь наши дети испытывают самую большую сложность именно в коммуникации. Я помню, что на первых занятияй по музыкальной ритмике, когда мы под музыку встаем в круг и выполняли простейшие упражнения, каждому воспитателю приходилось удерживать своих подопечных. А сейчас — они не просто занимаются вместе, они помогают друг другу, они играют вместе! Вот к этому мы и стремимся на наших занятиях игротерапией.