x г. Одесса, ул. Нежинская, 46

+38 048 789-07-92, +38 098 403-56-50

Floortime: формирование базовых этапов развития

  • Главная
  • Floortime: формирование базовых этапов развития

Floortime: формирование базовых этапов развития

Популяризация методик работы с аутичными детьми, помимо положительного эффекта, одновременно привела к тому, что зачастую искажается и упрощается понимание основ каждого метода. В частности, floortime (флортайм) — это не просто игра на полу в то, что захочет ребёнок. У этого метода есть чёткая цель и научная основа.

Методика Floortime направлена на формирование эмоционального взаимодействия ребёнка с окружающими и является одним из методов концепции DIR (developmental — развивающий, individual difference — индивидуальные отличия, relationship-based — основанный на взаимоотношениях). Цель этой методики — восстановить и наполнить шесть базовых уровней развития, поскольку «застревание» на одном из уровней не дает возможности формированию важнейших эмоционально-социальных навыков детей:

  • I стадия (0-3 мес.) – удовольствие от контакта со взрослым, интерес к окружающему
  • II стадия (до 5 мес.) – зрительный контакт со взрослым, привлечение внимания
  • III стадия (5-10 мес.) – двухстороннее взаимное общение, диалог – взгляд «глаза в глаза», формирование социальной улыбки
  • IV стадия (10-18 мес.) – улыбка становится целенаправленной, разное выражение лица в зависимости от ситуации. Формирование самосознания и решение социальных задач. Коммуникация со взрослым используется для решения задач
  • V стадия (18-30 мес.) – осмысленное употребление слов и фраз, появление ролевых игр. Активное развитие моторики, интеллекта, что позволяет использовать язык в качестве самовыражения
  • VI стадия (30-42 мес.) – развитие логического мышления, установка причинно-следственных связей, понимание реальности.

Методика Флортайм позволяет пройти все эти стадии развития, подстраиваясь под интересы и увлечения ребенка. Т.е. педагогу приходится каждый раз решать важную задачу – сначала присоединиться к ребенку в его занятии, а потом аккуратно выводить игру на новый уровень, последовательно достигая цели всех базовых этапов развития. Таким образом, это не просто «игра на полу». Изучая интересы ребенка, специалист должен «включиться» в его ближний круг, не вызывая сопротивления, а затем деликатно, но настойчиво предлагать расширение игры, следя за реакцией. Ведется протокол каждого занятия, в котором отмечаются все изменения в поведении ребенка.