x г. Одесса, ул. Нежинская, 46

+38 048 789-07-92, +38 098 403-56-50

Аутизм у детей

Детский аутизм: причины, симптомы, признаки, лечение

Ежегодно 2 апреля отмечается Международный день распространения информации об аутизме. С каждым годом аутизм у детей встречается все чаще, за последние 20 лет его распространенность в мире возросла в пять раз. При этом осведомленность родителей об этом расстройстве очень низкая, нередко оно выявляется только с началом школьного обучения. Чем раньше диагностирован детский аутизм и начата коррекционная работа, тем больших успехов можно достичь в развитии и социальной адаптации детей-аутистов. Поэтому каждый родитель должен внимательно следить за развитием своего ребенка и при появлении подозрительных симптомов обязательно обратиться за консультацией в центр для детей с аутизмом.

Центр LOQUAR предоставляет квалифицированную помощь в коррекции детского аутизма: от комплексной диагностики до эффективных методов коррекции.

Причины развития детского аутизма

Аутистическим расстройствам больше подвержены мальчики — у них эти нарушения встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. По последним данным, расстройство аутистического спектра в среднем диагностируется у каждого 50-го мальчика и 250-ой девочки. Существует мнение, что предрасположенность к аутизму может наследоваться. Совпадение этого диагноза у однояйцовых близнецов составляет 90%. У родных братьев и сестер аутиста вероятность развития этого заболевания в детстве составляет 15-20%.

Ученым пока не удалось установить причины аутизма у детей. Среди предполагаемых причин чаще встречаются следующие факторы:

  • наследственность или вновь образовавшиеся генные мутации;
  • органические повреждения центральной нервной системы;
  • негативное влияние загрязненной окружающей среды тяжелыми металлами, пестицидами, фенолами, электромагнитным излучением и т. п;
  • болезни и приемы запрещенных веществ матерью на ранних сроках беременности;
  • травмы головы, в том числе родовые;
  • осложнения после вирусных и бактериологических инфекций.

Известны случаи, когда родители начали замечать признаки аутизма у ребенка 2-3 лет после прививки вакциной КПК (корь, паротит, краснуха). Однако зависимость развития аутизма от вакцинации не нашла подтверждения в исследованиях. Ученые связывают такие случаи либо со случайными совпадениями, либо с тем, что прививка лишь ускорила развитие аутизма у детей, у которых он проявился бы в любом случае.

Признаки и симптомы аутизма у детей

Несмотря на то, что статистика свидетельствует о росте распространения детского аутизма, не всегда даже детские врачи могут распознать и выявить это нарушение развития в раннем возрасте. Поэтому родителям нужно быть очень внимательными к тому, как развивается их ребенок. Найдите показатели норм развития для каждого возраста, и сверяйте с ними достижения своего малыша. Часто в зоне внимания матерей оказываются отклонения в физическом развитии — количество зубов, сроки начала ползания и хождения, а психические нарушения воспринимаются, как незначительные особенности, которые со временем нормализуются. Из-за такого подхода можно не заметить признаки аутизма у детей, проявляющиеся уже до года.

Все симптомы аутизма у детей можно разделить на три составляющие:

  • социальные нарушения;
  • проблемы в общении;
  • стереотипное поведение.

Ниже мы подробно рассмотрим каждую из этих групп. Важно знать, что эти симптомы могут свидетельствовать и о других отклонениях, поэтому не стоит сразу делать выводы. Но при их обнаружении проконсультироваться с детским психиатром нужно обязательно.

Социальные нарушения

Сложности с социальным взаимодействием при аутизме у детей проявляются уже в младенческом возрасте. Если вы заметили хотя бы несколько из перечисленных признаков у своего ребенка, стоит обратиться к специалистам (психолог, невролог, детский психиатр)

  • Не проявляет интереса к игрушкам и людям, его внимание трудно привлечь.
  • Не любит прикосновений. В норме малыши стремятся к тактильному контакту с родителями, просятся на руки. У детей с аутизмом эта потребность часто отсутствует.
  • Холодность к матери или, наоборот, чрезмерная привязанность, когда ребенка невозможно оставить ни на минуту.
  • Любой компании предпочитают одиночество.
  • Избегают зрительного контакта. Детям с аутичными проявлениями может быть трудно смотреть в глаза другим людям, поэтому они смотрят на губы говорящего или отводят взгляд в сторону.
  • Равнодушие к физическому дискомфорту. Ранний детский аутизм может проявляться тем, что малыш не беспокоится из-за мокрых пеленок, чувства голода или жажды.
  • Неадекватно реагирует на внешние раздражители. Малыша легко может испугать и вызвать бурную реакцию включенный свет, громкий звук. Он может пугаться мелькания своих рук и ног.
  • Не копирует поведение взрослых. Обычные детские ролевые игры ребенка не привлекают.
  • Использует для игр необычные предметы. Ребенок может долго играть предметами обихода или частями одежды.

Проблемы в общении

Нарушения в коммуникации проявляются уже с первых месяцев жизни и по мере взросления прогрессируют:

  • Замедленное речевое развитие. Ранние признаки аутизма — в 1 год у младенцев отсутствует словарный запас, в 3-4 месяца нет гуления. Также ребенок может повторять слова, но не понимать их смысла и не использовать для общения.
  • Регресс речи, когда нормальные речевые навыки неожиданно утрачиваются.
  • Долго молчавшие дети к трем годам могут заговорить сразу сложными фразами. Некоторыми родителями это воспринимается, как признак одаренности, но это может быть одним из симптомов аутизма.
  • Отсутствие ответной улыбки, безэмоциональность. Уже в 2-3 месяца нормальные младенцы начинают улыбаться и оживляться при виде матери, детский аутизм часто проявляется отсутствием улыбок и комплекса оживления.
  • Не понимают и не используют язык мимики и жестов. Такие дети не протягивают руку — «дай», не указывают пальцем, не машут «до свидания».
  • С ними невозможно установить диалог.
  • Аутизм у ребенка может проявляться в отсутствии ответной реакции на просьбы, зов по имени.
  • Ребенок не может обратиться с просьбой, если ему что-то надо, не может сказать, что его беспокоит.
  • Малыш не проявляет желания участвовать в коллективных играх.
  • Придумывает и повторяет неологизмы — слова собственного сочинения.
  • Монотонно повторяет только что услышанное слово или фразу целиком.
  • Долгое время говорит о себе во втором лице (эхолалия) или в третьем лице.

Стереотипное поведение

Признаки аутизма у детей 3-4 лет включают также стереотипность поведения, которая с возрастом проявляется все больше:

  • Склонность к однообразным движениям — раскачиванию, взмахам руками и т. п. Отвлечь малыша от этого занятия бывает очень трудно.
  • Приверженность к жесткому распорядку дня и активное неприятие любых изменений.
  • Потребность к раскладыванию вещей в определенном порядке и бурная реакция при его нарушении.
  • Сложность адаптации ко всему новому — окружению, условиям.
  • Избирательность в еде. Ребенок может есть одно-два блюда, и его невозможно заставить попробовать что-нибудь другое.
  • Узость интересов, склонность к глубокому погружению в какую-то одну узкоспециальную тему.

Чем раньше родители обратят внимание на признаки аутизма (идеально — в 2 года) и обратятся к специалистам, тем больше шансов на то, что поведенческая терапия, применяемая для коррекции развития детей-аутистов, даст положительные результаты.

Степени и формы детского аутизма

Головной мозг постоянно получает и анализирует информацию, поступающую от органов чувств. При аутизме восприятие этих сигналов мозгом нарушено. Одни из них воспринимаются, как слишком интенсивные, другие остаются практически не замеченными. Из-за нарушения сенсорного восприятия, дети с аутизмом не могут полноценно взаимодействовать с внешней средой.

Все поведенческие навыки ребенок получает через общение со взрослыми. Поэтому аутизм у детей неизбежно приводит к отставанию в развитии даже при его легкой степени, когда интеллектуальные и речевые способности не нарушены. Еще большее отставание наблюдается при тяжелых формах аутизма.

По степени тяжести детский аутизм условно можно поделить на 4 группы:

1. Полная отрешенность от окружения и отсутствие любых интересов. Отсутствие речи (невербальность). Неуправляемое поведение. Это самая тяжелая форма аутизма.

2. Активный уход от внешней среды, общение только с близкими, приверженность к строгому распорядку и стереотипному поведению. Попытка нарушения привычного распорядка вызывает агрессию и аутоагрессию — причинение себе физических повреждений.

3. Погруженность в аутистические интересы. Аутизм у ребенка выражается в зацикленности на узких интересах, игнорированию другой информации. Такие дети повторяют один сюжет в играх, склонны к стереотипному поведению.

4. Сильные затруднения во взаимодействии с внешним миром, особенно в социальных навыках. Это самая легкая степень аутизма. Такие дети отличаются высокой уязвимостью, зависимостью от чужих оценок, они избегают общения при ощущении малейшего дискомфорта.

Своевременная диагностика аутизма и систематическая грамотная коррекция детского аутизма позволяют улучшать состояние любого ребенка, помогая ему продвинуться от тяжелых стадий аутизма к более легким.

Лечение аутизма у детей

Существует государственная система помощи детям, у которых диагностировано расстройство аутического спектра, которая включает в себя наблюдение специалистов, выплату пособия при назначении инвалидности и т. д. Тем не менее, пока этой помощи недостаточно, поэтому основная нагрузка по обеспечению коррекционной работы с ребенком ложится на плечи родителей. От их терпения, любви, вложений времени и средств в профессиональную помощь будет зависит, насколько растущий человек сможет адаптироваться к будущей самостоятельной жизни.

Расстройство аутистического спектра (РАС) проявляется в детском возрасте и остаются на всю жизнь. Лекарств, способных излечить от них, не существует. Однако эффективное лечение аутизма (точнее — компенсирование и абилитация) возможно. Существуют методики, которые доказали свою эффективность при диагнозе «детский аутизм». Регулярные постоянные занятия помогают устранить нежелательное поведение и повысить уровень социальных и бытовых навыков. Программа коррекции составляется индивидуально на основе поведенческой и других методик. Технику этих занятий могут освоить и родители, чтобы знать, как общаться со своими особенными детьми и помогать им налаживать контакт с внешним миром.


Коррекция:

Полезные статьи и ответы на вопросы:

Связаться с нами