Сенсорная интеграция и специальная терапия
Способность организовывать сигналы, поступающие от разных органов чувств, в целостный образ, который обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире, в частности, в повседневных ситуациях, называют СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ.
Проявление способности к сенсорной интеграции нередко определяет наше восприятие ребенка, его поведения. Например, если мы хотим понять, слушает ли нас ребенок или нет, мы проверяем, смотрит ли он на нас, когда мы говорим с ним, или выполняет ли наши инструкции (здесь мы решаем, слышит ли он наши слова и переводит ли их в соответствующие действия). Если мы зовем малыша, а он не переводит взгляд на нас или не отзывается, если мы просим его подойти, а он не трогается с места, легко предположить, что он не хочет нас слушаться. На том основании, что ребенок не слушает нас и не смотрит в нашу сторону, у нас может сложиться определенное и, весьма вероятно, неправильное представление о его восприятии.
Поэтому прежде чем выносить суждение о поведении конкретного ребенка, специалист наблюдает в течение нескольких дней и фиксирует все показатели согласно тесту сенсорной интеграции и праксиса (SIPT) и шкалы сенсорной обработки (SPM). В зависимости от полученных результатов составляется стратегия вмешательства (индивидуальная коррекционная программа) с четким таймингом и специально подобранным набором упражнений. Проводить такой текст и разрабатывать стратегию может сертифицированный терапевт по сенсорной интеграции, который прошел специальное обучение.
Чтобы терапия сенсорной интеграции принесла результат, занятия должны проходить в специально подготовленных и оснащенных для этой цели помещения. Программа составляется из упражнений, направленных на стимуляцию чувственных и двигательных ощущений, подобранных индивидуально. В зависимости от степени и вида расстройств, терапия может длиться от нескольких месяцев, до нескольких лет. Правильно подобранная и реализованная стратегия вмешательства помогает как и при сверхчувствительности (гиперфункция), так и при недостаточной реакции на сенсорные ощущения (гипофункция). Ребенок становится спокойнее, лучше осознает свои ощущения, учится контролировать свои реакции.