Чтобы запустить речь, надо сначала научить ребенка владеть своим телом
— Вы работаете с детьми, у которых есть речевые проблемы, в том числе и с невербальными. Причем часто это не просто задержка речи, а нарушение развития в целом. Не секрет, что в профессиональной среде такие случаи называют «сложными» и далеко не все специалисты готовы к такой работе. Какие методы, исходя из вашего опыта, наиболее эффективны в таких сложных случаях?
Наш базовый метод — сенсорно-моторная коррекция, т. е. комплекс упражнений из нескольких блоков, каждый из которых направлен на активизацию определенных участков мозга. Основная цель — установить связь тела с психикой. Это очень важно для запуска не просто речи, а коммуникативного взаимодействия ребенка с окружающими с помощью слов. И первый блок — это упражнения на дыхание. Мы часто работаем с детьми из аутистического спектра, и приходится обучать их самым простым действиям, над которыми мы даже не задумываемся и выполняем их машинально — например, дуть на что-нибудь направленно. И, на первый взгляд, мы делаем очень простые вещи сначала на занятиях — активно дышим, учим регулировать дыхание, дуем — но именно эти упражнения помогают активизировать и запустить энергетический потенциал мозга. К этому же блоку можно отнести и упражнения на растяжку. Они нормализуют общий тонус нервной системы, который может быть как понижен (гипотонус), так и повышен (гипертонус). Дети с гипотонусом отличаются пониженной активностью, вялостью, заторможенностью. Гипертонус — это, напротив, двигательная расторможенность, эмоциональная лабильность, неспособность к концентрации внимания, сосредоточенности. Работа с телом, растяжка мышц, упражнения на мяче успокаивает, выравнивает состояние нервной системы ребенка.
Таким образом, работа логопеда — это не только работа с речевым аппаратом, повторение звуков, массаж речевой зоны, но и работа с телом и движениями?
Конечно! Вы не задумывались, почему перед тем как появляется речь у малыша — осознанная речь, а не только отдельные звуки — он часто любит кружиться на месте? Понаблюдайте как-нибудь. По сути, дети устраивают себе тренировку вестибулярного аппарата. Поэтому в цикл упражнений сенсомоторной коррекции так же включены упражнения на развитие вестибулярного аппарата, который непосредственно связана с мозжечком. Наша тонкая моторика — способность выполнять точные мелкие движения, как, например, вдеть нитку в иголку, — это тоже работа мозжечка. Поэтому мы много времени и внимания уделяем мозжечковой стимуляции — это использование балансировочной доски, вращение вокруг своей оси, упражнения на равновесие и др.
Звучит все достаточно просто — вращаться, растягиваться, дуть, дышать. Вроде бы ничего сложного! И это действительно дает результат и дети начинают говорить?
Результат дает кропотливая регулярная работа. Вспомните, как тренируются спортсмены — они ежедневно делают такие обычные упражнения как растяжка, бег. Так и в нашем случае: как бы это ни было утомительно и скучно, но надо повторять эти упражнения в течение долгого времени. Я понимаю, как сложно приходится родителям, воспитывающим детей с особенностью развития, как много стрессов в их жизни, как много терпения требуется каждый день. Но только регулярные занятия дадут результат. Дети разные, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше, прогнозы давать здесь сложно.
Помимо сенсомоторных упражнений в Центре LOQUAR так же используют аппаратные методы коррекции — в частности, ТОМАТИС-терапию и биоакустическую коррекцию (БАК). Однако многие родители отмечают, что не заметили каких-либо позитивных изменений в речевых навыках детей после прохождения аппаратной терапии.
Аппаратные методы — это не «волшебная пилюля». Они не запускают речь, но они стимулируют мозговую деятельность и активизируют участки мозга, которые отвечают за речевое развитие. Именно поэтому мы назначаем курс ТОМАТИС-терапии или БАК в случаях, когда только сенсорномоторной коррекции недостаточно и необходимо дать импульс, толчок для динамики процесса. Очень важно в процессе прохождения курса ТОМАТИС-терапии усиливать занятия с логопедом. Аппаратные методы действуют возбуждающе и необходимо направить появившуюся энергию в нужное русло. Но ни один аппарат не учит говорить! А уж тем более — общаться. Это делает человек. Специальное оборудование повышает энергетический потенциал мозга, т. е. создает благодатную почву для работы специалиста. И если после курса ТОМАТИС-терапии ребенок начинает слушать логопеда, становится более сосредоточенным, может удержать внимание — это уже результат! Наша цель — не просто добиться издания звуков. Мы должны замотивировать ребенка общению с помощью речи.
И последний вопрос. Не утихают споры относительно классификации — что такое аутизм? Болезнь или нет? Ваше мнение.
Аутизм — это специфика развития. И нам предстоит изучать эту специфику еще долго, поскольку она влияет на мышление, речевую коммуникацию, социальную адаптацию. Наша задача состоит в том, чтобы найти способы мотивировать детей использовать привычные нам способы коммуникации, пояснить ему выгоду от их применения — обратиться к окружающим с помощью речи, сделать жест, улыбнуться в ответ на улыбку и т. д. И мое личное мнение: то, что детей с аутистическим спектром становится больше с каждым годом, надо рассматривать не как проблему, а как возможность. Возможность больше узнать о потенциале человеческого мозга, о котором мы знаем пока слишком мало.