Комната Монтессори
Комфортная и красочная развивающая среда для детей и взрослых представляет собой материал для развития практических умений, моторики, сенсорики, речи. Работа в зале основана на принципах Монтессори-педагогики, направленной на воспитание в ребенке самостоятельности и понимания своих возможностей.
Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности — развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. Ученые показывают, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии еще не имеется. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.
Все это заставляет нас обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев, на что и направлена работа в зале Монтессори.
Наблюдая детей в возрасте от двух до шести лет, можно сделать вывод, что именно этот период жизни человека является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. И понимая это, взрослые должны дидактически обустроить эту зону актуального развития малыша, которая выведет его в ближайшем будущем к абстрагированию и мыследеятельности.
Основной концепт (Что это за метод?)Основоположником Монтессори-терапии принято считать известнейшего немецкого врача-терапевта, профессора Теодора Хелльбрюгге, который обосновал возможность использования метода Монтессори не только как метод раннего развития детей, но и как способ восстановления и развития детей с проблемами здоровья. Смысл методики в том, чтобы найти те «точки роста», которые не поражены болезнью и с которых может начаться медленное восхождение к развитию.
Ключевое положение, на котором базируется Монтессори-терапия — развитие потенциальных способностей ребенка, используя специально разработанные учебные материалы и тщательно подготовленную среду, уделяя большое внимание независимости ребенка и его индивидуальным потребностям.
Область применения (Кому рекомендовано?)
Монтессори-терапия, по мнению специалистов, является важной составляющей успешного восстановления и развития речи как у детей, так и взрослых. Необходима при коррекции отдельных нейропсихологических симптомов и нарушенных функций, а именно:
- мотивации,
- внимания,
- регуляции (гипо-, гиперактивность; нарушения контроля и др.),
- стериотипии,
- моторики (моторики тела – «грубой моторики», «тонкой моторики», моторики движения глаз),
- cоматосенсорные нарушения (агнозии, повышение порога чувствительного восприятия): a) тактильная чувствительность; б) проприорецепция; в) вестибулярная чувствительность;
- cлуховое восприятие: a) распознавание кратковременного и длительного слухового сигнала; б) распознавание двух слуховых сигналов одновременно; в) восприятие речи (особенно, — фонематический слух);
- зрительное восприятие: а) восприятие предметов; б) различение слабодифференцированных признаков; в) смысла ситуационных картинок; г) различие формы и фона; д) цветовое восприятие;
- сложные формы чувствительности: а) стереогноз; б) двухмерно-пространственное чувство; в) локализационная, дискриминационная чувствительность;
- зрительно-пространственная и пространственная ориентация,
- ориентация в схеме тела
- конструктивный праксис и др.
Используемое оборудование (Технические характеристики и параметры)
Уникальный «Монтессори материал» — это средство погружения ребенка в обучающую среду, с помощью которого ребенок постигает природные законы, развивает навыки, учится делать выводы, устанавливает причинно-следственные связи. Для маленьких детей – это пособия развития мелкой и крупной моторики, а также всех органов чувств.
В сенсорном материале представлены разнообразные качества предметов: цвета, формы, размеры, текстура, вес, запахи, звуки и пр. В каждом предмете главенствует именно то качество, которое призвано завладеть детским вниманием, а все отвлекающее отброшено. Например, для различения объемов или размеров используются простые цилиндры или конусы, а для изучения формы — плоские геометрические фигуры, для изучения цвета — таблички из цветной бумаги или ткани.
Методика проведения (Как проходит Монтессори-терапия?)
Монтессори-терапия проводится в специально оборудованном зале, который разделен на тематические зоны:
- навыки практической жизни;
- сенсорика; математика;
- развитие речи;
- космическое воспитание.
В работе с детьми учитываются сенситивные периоды их развития — это те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком. Принято считать, что этих периодов несколько, и во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются:
‒ от 0 до 6 лет проходит развитие речи;
‒ до 5,5 сенсорное развитие;
‒ с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки, когда дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни;
‒ от 0 до 3 лет — это период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми.
Ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори-материалов, в которых заложена возможность самоконтроля, когда малыш сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль педагога состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Упражнения с сенсорными материалами направлены на структуризацию предметов в порядке убывания (возрастания) качества: от блеклого до самого насыщенного оттенка цвета, от самой гладкой до самой шероховатой поверхности и т.д.
Для развития моторики и координации движений детям предлагаются дверцы с разными замочками и защелками, рамки с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, бантами, шнурками и пр. Деткам постарше предлагаются более сложные игры: пазлы, головоломки, можно и посуду помыть, поиграть с водой или песком. В процессе восстановления и развития речи у взрослых логопед также использует Монтессори-материалы, адаптируя их под специально разработанные упражнения.
Ожидаемый результат (Когда будет результат?)
Позитивные изменения наблюдаются уже после первых занятий. Успешный результат Монтессори-терапии напрямую зависит от ряда факторов: учет возрастных особенностей человека, сенситивных периодов развития детей, правильно подобранного «Монтессори материала», профессионализма педагога и др.
Хорошо поддаются развитию и коррекции сенсомоторная сфера, мелкая моторика, коррекции отдельных нейропсихологических симптомов и нарушенных функций, что немаловажно для успешного восстановления и развития речи у детей и взрослых. К основным результатам можно отнести:
‒ расширение словарного запаса, подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики;
‒ получает массу представлений о внешнем мире, которые пытается упорядочить, осваивая сенсорные эталоны (длина, ширина, цвет, звук и др.);
‒ утончает свое восприятие, развивает воображение, память и наблюдательность;
‒ способность предвидеть результат собственных действий, объединяет простые действия в более сложные структуры поведения;
‒ координация работы рук и глаз;
‒ понимание числового ряда до 1000, цифр, а также математических операций (сложение, вычитание, умножение и т.д.);
‒ утончает свои движения, получает необходимые навыки, например, учится застегивать пуговицы и молнии;
‒ постоянно находясь в движении улучшается мозговое кровообращение, а значит и познавательную активность;
‒ развивает вестибулярный аппарат, гибкость, развивают мышцы.
Связаться с нами