x г. Одесса, ул. Нежинская, 46

+38 048 789-07-92, +38 098 403-56-50

Как предупредить дефектное произношение у ребенка

  • Главная
  • Как предупредить дефектное произношение у ребенка

Как предупредить дефектное произношение у ребенка

В первую очередь нужно устранить у ребенка основные причины формирования неправильного произношения:

  1.  Улучшить у него подвижность речевых органов. При небольшом нарушении подвижности речевых мышц нужно выполнять только основной комплекс артикуляционной гимнастики. При более серьезном нарушении подвижности речевых мышц (дизартрия средней степени тяжести) — дополнительно комплексы упражнений, рассчитанные на постановку шипящих, свистящих и звука [р] (эти упражнения могут оказаться сложными для детей младшего возраста).
    2.    Исправить речевой слух. Для исправления речевого слуха необходимо выполнять упражнения, направленные на:
  • различение звуков в изолированном положении;
  • различение звуков в словах;
  • различение звуков на фоне близких по звучанию звуков. 
  1. Растянуть уздечку языка. Уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на ее растягивание может потребоваться достаточное количество времени. Упражнения: лошадка, грибок.

Одновременно с этим нужно устранить и дополнительные причины формирования неправильного произношения:

  1. Научить ребенка управлять мышцами своего тела. Традиционные занятия с маленькими детьми танцами и ритмикой преследуют ту же самую цель — помочь ребенку научится владеть различными мышцами своего тела. Перед логопедами стоит более узкая задача — научить ребенка управлять теми мышцами, которые оказывают влияние на его речь.  
  • упражнения для улучшения общей подвижности ребенка;
  • упражнения на усиление мышечных напряжений;
  • упражнения на «сбрасывание» мышечных зажимов;
  • упражнения на полное расслабление мышц;
  • совершение «марионеточных» действий.
  1. Исправить у него речевой выдох.
    3. Поставить голос. Постановка голоса включает следующие моменты:
    • понижение высоты голоса (постановка голоса по подражанию, постановка голоса через «вживание в образ»);
    • устранение восходящей интонации;
    • постановка начала речи с «мягкой атаки».

Подсказки родителям

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.

  • 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
  • 9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
  • 11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
  • 1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
  • 1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
  • 2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к  логопеду.
  • В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть, как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
  • К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым. Родителям следует обратить внимание и на то, что в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т. д.) сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарём.

Не способствует развитию речи ребёнка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов недоступных для понимания ребёнком. Если малыш неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или наоборот, хвалить.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно пересказывать.

Развитие речи ребенка зачастую волнует родителей гораздо чаще нежели другие вопросы, связанные с воспитанием. И если малыш в 1 год не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи, зачастую считают, что нет повода для беспокойства, в большинстве случаев предпочитают подождать.

Безусловно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с «речевыми» детьми.
Нельзя недооценивать роль речевой функции на формирование ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.